Стабилизация психологического состояния через музыку

О лечебном влиянии музыки на психологическое здоровье человека говорил известный философ Пифагор – величайший мудрец. Наряду с ним, Платон и Аристотель также отмечали положительное действие терапии музыкой на психологическое состояние людей.

И хоть сегодня их мнение, несомненно, вызывает уважение и интерес к музыкотерапии, всё же важно узнать, что говорят по этому вопросу современные специалисты в области психологии и психотерапии.

Ряд современных  исследований в коррекционной психологии не безосновательно подтверждают положительное влияние музыки на людей абсолютно любых возрастов.

Вестник Санкт-Петербургского университета психологии и педагогики в статье Коррекционная психология, авторами которой являются доктор психологических  наук С.Т.Посохова и педагог М.Х.Изотова, отмечает, что поддерживающее и терапевтическое воздействие музыки, смягчает, компенсирует или даже устраняет дефицит и нарушения в развитии детей. Подтверждено позитивное влияние музыкотерапии на развитие двигательной и эмоциональной сферы детей со сложными нарушениями психики. Музыка как форма невербального воздействия не только способствует установлению контакта с детьми, страдающими дефектами речи, но и помогает развитию саморегуляции, освоению новой информации.

Позитивный эффект воздействия музыки на детей с отклонениями в развитии, в том числе с аутизмом, И.И.Мамайчук видит в  развитии сферы эмоций.

При нарушениях, затрудняющих словесное общение, музыка становится средством расширения коммуникативных навыков, саморегуляции, а также одним из возможных способов познания мира.

Что особенно важно для родителей, музыка помогает выстраивать оптимальные взаимоотношения с детьми, преодолевая эмоциональные и интеллектуальные препятствия.

Обобщая опыт многих специалистов в области стабилизационной психологии и музыкотерапии, можно обозначить следующие механизмы положительного воздействия музыки:

  •  эмоциональный: очищения от накопившихся тяжелых состояний и негативных переживаний
  • коммуникативный: выработка навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей
  • рефлексивный: изменение отношения к себя, обращение внутрь себя, к жизненному ресурсу
  • регулятивный: снятие нервно-психического напряжения, расслабление, расширение самоконтроля
  • эстетический: достижение эстетического удовлетворения.

Автор научной работы «От эмоциональной отзывчивости на музыку к эмоциональной отзывчивости» В. С. Вербовская раскрывает тему воздействия музыки на психофизиологическое состояние человека.

В работе говорится, что воздействуя на человека с помощью симптом, характерных тем или иным эмоциям, музыка вызывает аналогичные эмоциональные состояния у слушателя, вызывая ассоциативные восприятия. Человек, слушающий музыкальные произведения, испытывает эмоции, присваивает их симптомам тех эмоций, которые создает музыка. Исследуя проблему развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки, следует полагаться на способности вызывать эмоциональный отклик у человека.

Р. Киви говорит, что музыка может выражать базовые эмоции и благодаря этому обнаруживает связь с внемузыкальным миром, в частности с эмоциональной сферой.

Как видим, стабилизация эмоционального состояния через музыку высоко оценивается учёными и психотерапевтами. Однако не каждая музыка способна брать на себя выполнение таких задач. В первую очередь стоит опираться на свои ощущения и помнить, что библиотека классической музыки имеет самые сложные и самые глубокие мелодии, которые положительно влияют на наше эмоциональное состояние не только в момент прослушивания, но и в перспективе нашего бытия.