Библиотека музыкотерапевта

Книжная полка музыкотерапевта 🙂 С чего начать? Что почитать?
Среди не очень большого количества качественной литературы по этой теме (особенно в русскоязычном интернете) есть книги, которые особенно рекомендуем! Собрали их для вас! Приятного прочтения! Надеемся, предложенная литература будет вам полезна!

Алиса Апрелева “Музыкант как волонтер”

Книга про будни музыкотерапевта и особенности профессии. Написана живым понятным языком. Автор очень внимательно и заботливо делится своим опытом, отвечая на вопросы, с которыми может столкнуться каждый во время практики музыкотерапии. Рекомендуется к прочтению всем начинающим музыкотерапевтам. Можно бесплатно скачать на сайте автора – https://azbyka.ru/zdorovie/wp-content/uploads/2017/12/muzykant-kak-volonter.pdfds/2017/12/muzykant-kak-volonter.pdf

Важные мысли:

  1. Наличие немузыкальных целей – одно из отличий музыкальной терапии от простого прослушивания, создания или воспроизведения музыки.
  2. Главная человеческая задача при работе музыкальным терапевтом – быть рядом, общаться друг с другом, принимать и изменять друг друга взаимно.
  3. Не пытайтесь достичь быстрых результатов! Сперва установите контакт и заслужите доверие благополучателя.
  4. Планируя занятие, необходимо заранее подумать не только о музыкальном материале, с которым вы собираетесь работать, но и о переключениях – переходах от одного упражнения к другому. Эти переходы кажутся незначительным, второстепенным делом, но от них очень сильно зависит, насколько плавно и естественно будет протекать ваше занятие.

Г.-Г. Декер-Фойгт “Введение в музыкотерапию”

Книга содержит подробную характеристику различных видов музкотерапии: рецептивной и активной, музыкальной и вокальной импровизации. Большое внимание уделяется теме психологии музыки и развития, психоаналитическим аспектам музыкальной терапии. Автор щедро делится опытом, историями своих пациентов и не раз опробованными на практике методами музыкотерапии.

Важные мысли:

  1. Просто музыка не может исцелять, но она может быть мощным средством терапии.
  2. Кто любит самого себя, свои методы, эту такую необходимую пациентам помощь, тот любит и самого пациента и может научить его любви к самому себе.
  3. Мы должны уважать музыку другого человека, которая является отражением его музыкально-художественного вкуса, привычек и т.д. Она правдиво говорит о мире его чувств, воспоминаний о времени, местах и, прежде всего, связанных с нею людях.
  4. Для выздоровления важна не сама музыка, а ее способность вызывать эмоции, образы, воспоминания.
  5. В импровизации человек предстает перед нами таким, какой он есть, без масок демонстрирует свое душевное состояние.

А.Л. Готсдинер “Музыкальная психология”

В данной книге описаны психологические аспекты следующих видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, сочинения и преподавания музыки. Книга содержит подробную информацию о музыкальных способностях человека (слух, память, ритм, психомоторика) и их закономерностях. Отдельное внимание уделено лечебному воздействию музыки и использованию ее в рабочей обстановке для повышения эффективности.

Важные мысли:

  1. Музыкальные образы и музыкальное мышление опираются на сознательные, бессознательные и эмоциональные процессы.
  2. Рассматривая проблему общения в музыкальной педагогике, следует особо выделить самое главное средство коммуникации – музыку. Подлинное взаимодействие музыкального педагога и ученика начинается тогда, когда основным средством и целью общения оказывается музыка. А она представляет собой такой мощный поток эмоционального воздействия, который энергично направляет мысли и чувства обучающихся и сплачивает их действия воедино.
  3. Положительное воздействие функциональной музыки зависит от пола и возраста рабочих, от их общей и музыкальной культуры.

В.И. Петрушин “Музыкальная психотерапия”

В пособии проведен краткий экскурс по истории музыкальной терапии от колыбелей человеческой цивилизации до современных школ музыкотреапии. Содержит как теоретические принципы музыкально-рациональной психотерапии, так и большое количество упражнений, аффирмаций и медитаций для работы с разными состояниями и исходными данными пациентов. К работе автор подходит комплексно и отдельное внимание уделяет принципам здорового образа жизни. Пособие написано легким для восприятия языком.

Важные мысли:

  1. Исследования показывают, что эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания и как склады?вался его музыкальный опыт.
  2. Формирование в пациенте оптимистического и жизнеут?верждающего мировоззрения, с которым бы он мог жить, по?беждая и радуясь, – вот та цель, что преследуется на сеансах музыкальной психотерапии во время исполнения аффирмаций и песен.
  3. Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наи?большим образом, его необходимо для этого специально настро?ить и подготовить.

Оливер Сакс “Музыкофилия”

“Музыкофилия” посвящена механизмам понимания и восприятия музыки, распространенным или частным случаям, связанным с ней. Четыре части книги рассматривают различные аспекты проявлений музыкальности. Оливер Сакс – прекрасный рассказчик, в меру использующий научную, медицинскую, профессиональную терминология. Книга будет интересна не только музыкотерапевтам, но и каждому, кто хочет больше узнать о тонкостях работы человеческого сознания. Даже если музыка вам никогда не была особенно близка, после прочтения этой книги вы будете воспринимать её совершенно по-другому.

Важные мысли:

  1. Помимо повторяющихся движении ходьбы и танца музыка может стимулировать способность к организации выполнения сложных последовательностей действий, а также удерживать в голове большие объемы информации.
  2. Музыка – это часть человеческого существа, и нет ни одной человеческой культуры, где музыка не была бы развита и не ценилась бы людьми.
  3. Невыразимую глубину музыки легко постичь, но невозможно объяснить благодаря тому факту, что она воспроизводит все эмоции нашей самой сокровенной сущности, но не соотносится с действительностью и отчуждена от ее непосредственной боли.

Дж. Морено “Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама”

Книга содержит описание практического опыта автора на богатом материале живых, увлекательных, парадоксальных примеров; краткое, но яркое представление истории объединения музыки и психодрамы. Является полноценным пособием по проведению занятий по музыкальной психодраме. Книга будет интересна музыкальным терапевтам, психотерапевтам и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами арт-терапии.

Важные мысли:

  1. Импровизация как подход – ключевой и объединяющий элемент, который является общим для музыкальной терапии и психодрамы.
  2. Музыкальная терапия – это целенаправленный процесс, в котором терапевт помогает клиенту улучшить, поддержать или восстановить состояние благополучия, используя музыкальные практики и взаимоотношения, которые развиваются между этими практиками, как динамическая сила изменения
  3. Ненастраиваемые ударные инструменты (барабаны, гонги, трещотки и тамбурины) или однотональные инструменты (металлофоны, колокольчики и ксилофоны) часто оказываются наиболее эффективными в работе, так как большинство членов группы, по всей вероятности, либо вообще не имеет предварительного опыта игры на них, либо этот опыт очень незначителен. Поэтому, скорее всего, при работе с этими инструментами экспрессия будет спонтанной.

Дон Кэмпбелл «Музыка для здоровья. Эффект Моцарта»

В книге поэтапно раскрываются разные аспекты звука: начало звука, слушание звука, исцеление звуком, голос звука, звуковые образы, интеллект и душа звука. Автор книги на личном опыте узнал, каким мощным целительным воздействием, какой колоссальной животворящей энергией обладают звуки. Именно этим опытом он делиться в книге. В ней собран целый набор советов, упражнений и рекомендаций. Книга ориентирована на широкий круг читателей. 

Важные мысли:

  1. Голос — наиболее мощное средство для снижения боли и других отрицательных эмоций и возвращения к нормальному самочувствию. 
  2. Приведение организма в равновесие требует внимательного наблюдения за оркестром во всем его многообразии — это учёт теперешнего состояния и прошлого опыта, его сильных сторон и возможностей. Подлинная гениальность исцеления заключается в том, чтобы научить своё тело, мозг и сердце открывать и исполнять свою музыку, а не те стандартные мелодии, которые диктуют нам социальные нормы. 
  3. Целительная сила музыки зависит от подбора музыкальных произведений, таланта исполнителя, внимательности слушателя, позы, которую он примет, а также других факторов. 
  4. Музыкотерапии может быть составной частью единого подхода, в котором сочетаются приемы звуковой терапии (слушание, пение, тонирование или речетатив) с соответствующими изменениями в диете пациента, системе его физических упражнений и медитаций. 

Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе “Музыка и мозг”

Книга содержит множество сведений о том, что такое музыка с точки зрения мозга, как человек создает музыку, воспринимает ее и меняется под ее влиянием; как именно музыка влияет на мозг, а мозг — на музыку. Для изучения данной темы авторы используют преимущественно научный подход, поэтому в книге вы найдете информацию об исследованиях использования музыки в лечении таких заболеваний, как деменция и болезнь Паркинсона, при реабилитации после инсульта и качестве терапии психических расстройств. Книга будет интересна всем, кто любит музыку и хочет понять ее магическую силу и удивительное воздействие на мозг.

Важные мысли:

  1. Мы рождаемся с потребностью в музыке и способностью успокаиваться с ее помощью.
  2. Музыка имеет особое свойство — она вызывает всевозможные чувства и очень точно передает эмоциональную информацию. Благодаря этому музыка является идеальным инструментом для изучения эмоций в мозге. Ведь мы слушаем ее именно мозгом, а не ушами.
  3. Согласно результатам всех исследований, музыка влияет на болевое ощущение. И музыкальные произведения, которые пациенты выбрали самостоятельно, оказывали больший эффект, чем те, которые выбрал для них кто-то другой.

Кокс Тревор “Книга звука. Научная одиссея в страну акустических чудес”

Книга посвящена психологии и нейробиологии звука с точки зрения британского физика и инженера-акустика. Книга является захватывающим и тщательно детализированным научным повествованием о звуковых сокровищах мира. Здесь вы найдете не только рассказ о звуковых чудесах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но объяснение, как звук формируется и изменяется окружающей средой, как наше тело реагирует на необычные звуки. На протяжении всего автор приглашает читателей внимательно и осознанно относится к музыкальным, природным и рукотворным звукам.

Важные мысли:

  1. Многие убеждены, что мы слушаем множество звуков одновременно, и даже полагают, что женщины с этим справляются лучше мужчин, но тесты доказывают: подобная способность — иллюзия. Мы всегда слышим что-то одно, быстро переключая внимание на другие звуки.
  2. Преобладание визуальной информации приглушило чувства, особенно слух. Это привело к тому, что мы выкладываем в сеть огромное число изображений красивых и необычных мест, но на удивление мало записей чудесных звуков.
  3. Звуковая прогулка — это очень просто. Нужно лишь прогуляться пешком пару часов, не произнося ни слова и полностью сосредоточившись на окружающих звуках.

Е.П. Ильин “Эмоции и чувства”

Музыкальному терапевту важно уметь распознавать и отличать чувства и эмоции. В этом деле пригодится данное пособие, посвященное теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут быть использованы как в научных, так и в практических целях.

Важные мысли:

  1. Эмоции, как и эмоциональный тон, – это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или недостижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности.
  2. Эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые, т. е. сулящие ему или констатирующие успех или неудачу в удовлетворении потребностей (достижении целей), благополучие или опасность.
  3. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
  4. Женщины имеют превосходство в точности «чтения» эмоциональной экспрессии независимо от особенностей культуры.